воскресенье, 14 сентября 2008 г.

Етика:щастя

Поиски и определения смысла жизни, осуществления идеала, связанные с содержанием понятия «счастья». В конечном итоге моральное сознание «отправляется» на поиски смысла жизни, желая сделать эту жизнь счастливой. Счастье, хоть бы в чем оно заключалось относительно каждого человека врознь, возможное только за удовлетворение первых материальных потребностей человека (Добролюбов). В то же время состояние специфически моральной удовлетворенности, обозначенный понятием «счастья», связанный с осознанием человеком своей жизнедеятельности как осмысленной, свободно подчиненной достижению поставленных целей. Понятие «счастья» фиксирует степень удовлетворения индивида от реализации жизненных целей, оценку достигнутого по сравнению с высоким идеалом.
Среди учених-етиків утверждалось определение рассматриваемого понятия морального сознания как такого состояния человека, «которое отвечает наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения» К Следовательно, для достижения счастья человек должен:
а) иметь ясное представление о жизни, состоятельной сделать ее существование полным и осмысленным, что обеспечивает реализацию ее человеческого назначения; бы) поскольку хронического счастья так же нет, как нетающего льда (Герцен), человек должен постоянно держаться своего представления о жизни, хотеть его реализовать во всех возникающих ситуациях морального выбора; в) наконец, для ощущения счастья абсолютно необходимо совпадение у"достатній мере актуального состояния бытия и представления о том, которым оно должно быть.
Моральная практика дает богатый спектр представлений о счастье: для одних людей - это интересна работа, которой отдают всю жизнь до остальных, для других - общение с любимым человеком, семья. Для многих счастье неотделимое от карьеры, продвижения служебными ступеньками, славы, материального достатка. Действительно, на уровне личного мироощущение в понятие «счастья» укладывается прежде всего «предметный» смысл, связанный с конкретной целью жизнедеятельности. При этом часто средства достижения счастья принимаются за именно счастье. Поскольку засооїв этих оезліч и вииір их диктуется конкретной ситуацией (для больного человека - это здоровье, для уставшей, задерганной жизненным несогласием наклонного человека - это покой, для молодого человека - движение, калейдоскоп событий), то на уровне будничного сознания возникает иллюзия незводимості множества представлений к единственному понятию.
Отождествление счастья и средства, что к нему ведет, порождает (за потери этого средства) вывод о недосягаемости счастья, его эфемерности. Это подметил еще Сенека, который указывал на ошибку, свойственную всем людям, которые хотят счастливой жизни. Она заключается в том, что «прий-мають средства к нему за его именно и чем больше К нему стремятся, тем дальше от него оказываются»
Как уже отмечалось, вопрос что такое счастье человеческое, как достичь счастья, принадлежат к числу «вечных» вопросов. Они волновали человека еще в седую давность, что отобразилось в народном поверье, поговорках и пословицах. Тзира в удачный случай, который принесет счастье, живая и в наше время. При случае старшие люди скажут: «не родись красивым, а родись счастливым». Провожая в самостоятельную жизнь, заметят: «каждый сам кузнец своего счастья». Все это есть обобщение багатоманітності жизненного опыта поисков и переживаний счастья.
Народная мудрость, афоризмы, высказывания больших людей, помогают сделать достоянием каждого общие правила и закономерности счастливой жизни. Счастье достается тому, кто много трудится, говорил Леонардо да Винчи, подчеркивая тем самым связь счастья и труда. Заботясь о счастье других, мы находим свое собственно, утверждал философ Платон, считая, что для личного счастья необходимо общение с другими людьми, связь личного счастья со счастьем других. Анализируя мысли о счастье, подчеркнем их гуманистический пафос. Все люди одинаково хотят счастья и имеют на это право. Но достижение счастья, борьба, за него неотделимые от заботы о счастье других. Хочет счастья, необходимо сочевичники ты сопротивление всем проявлениям несчастья. Моральная порядочность, верная дружба, некорыстная любовь, - все это то, без чего счастье невозможно.
Так же, как и смысл жизни, счастья, является наивысшей социальной потребностью. В иерархии моральных ценностей ему принадлежит ведущее место. Как писал Аристотель, счастье - это такая цель действий, которую «никто не выбирает ни ради (благ), ни ради чего-то другого». Это, «очевидно, что-то совершенное... (полное, конечное) и самодостаточное» '. Если смысл жизни организует деятельность человека, направляет ее устремление, то счастье означает выполнение этих устремлений, в известной мере характеризует деятельность человека как процесс закончен (момент совпадения состояния бытия человека с ее представлениями о том, которым оно должно быть). Счастье является чувственно эмоциональной формой идеала.
Идея счастья как общей цели, как наивысшего блага возникают в тесной связи с идеями свободы, равенства, справедливости, гуманизма. В Новое время представления о счастье дополняется идеями демократии и прогресса. В такой трактовке счастье становится ориентиром для общества в целом, для классов и отдельных личностей и в то же время оно наполняет борьбу за высокие идеалы чувственно эмоциональным содержанием, предоставляет этой борьбе глубокого личностного смысла, формирует ощущение співпричетності с большими свершениями.
Жизненный общечеловеческий опыт выделяет и составляющие счастья, то есть факторы, которые определяют состояние моральной удовлетворенности. Общепринятым считается условное разделение факторов счастья на внешних и внутренних. Обычно именно внешние факторы прежде всего фиксируются массовым сознанием. К ним принадлежат уровень материального благосостояния, положение человека в обществе (коллективе) и семье, характер трудовой деятельности, круг любимых занятий и тому подобное К числу внутренних факторов следует отнести ум, волю, темперамент, характер, моральные качества личности. Эти факторы формируют морально психологический и духовный мир личности.
Подобное разделение оправдывается моральной практикой. Да, Л. М. Толстой фиксирует его в ряде афоризмов, например в таком: «счастье зависит не от обстоятельств, а от себя». Моральный опыт показывает, что наличие внешних факторов самих по себе еще не гарантирует счастье, поскольку они должны еще достать выражение в координатах внутреннего мира личности.
Бытует мысль, что все счастливые семьи похожи одна на другую. Она имеет под собой весомую подпочву. Отношения в таких семьях основаны на любви, взаимном уважении, взаимопонимании, желании помочь друг другу, верности (как не вспомнить высказывания Сенеки: «счастье нуждается в верности»). При этом внешние факторы бывают самыми разнообразными (семьи эти в материальном отношении могут находиться на противоположных полюсах шкалы достатка, поскольку последнее не приводит автоматически к счастью).
Среди внутренних факторов особенное значение для счастья имеют добродетели. Достаточно вероятно высказался по этому поводу Л. М. Толстой: есть два желания, осуществление которых может принести истинное счастье человеку, - быть полезным и иметь спокойную совесть. Необходим аксессуар счастья - это уверенность, которая живет правильно (А. С. Макаренко). Сословные счастье близкое чувство выполненного долга, которое питается потребностью в уважении и любви со стороны других людей. Наконец, много весят незапятнанная честь и достоинство человека.
Все эти внутренние факторы демонстрируют свою значимость в сложных ситуациях морального выбора, когда в офіру приносится материальное благополучие. Виды деятельности, где постоянно возникают экстремальные ситуации (например, альпинизм), выдвигают на первый план в шкале моральных ценностей именно добродетели человека, которые «зцілюють душу». «Ведь горы не только калечат, но и ізцілюють душу, учат взаимовыручке, настоящей мужской дружбе», - говорит Николай Захаров, пятикратный чемпион страны из альпинизма '.
Отличия в содержании внутреннего мира личности и реальных условий ее жизни порождают и багатоманітність представлений о путях достижения счастья, счастья, как такого. Даже у представителей одного коллектива они не совпадают. На уровне деятельности общества раскрывается конкретно исторический, социально классовый характер представлений о счастье. Так же, как и представление о смысле жизни, представления, о счастье выполняет нормативную функцию - предопределяет характер нашего поведения, отношения, к обществу и природе.
Конечно, в течение всего своей жизни человек не может быть постоянно им удовлетворенная. Не бывает счастье без червоточинки, заметил Гораций. Случаются в жизни моменты, когда человек чувствует себя глубоко несчастной. Такая диалектика жизни, которая дает возможность полнее и острее почувствовать его радость. Понимание причин несчастья, умения с достоинством переносить и преодолевать их, заинтересованность во включении к личному опыту приобретенных моральных уроков делают можливішим достижения счастья.
Важность определения сути настоящего счастья диктуется еще и тем, что искривленное представление о нем может сделать жизнь человека несчастливой. Правильное же осознание составляющих счастья является одной из предпосылок достижения моральной удовлетворенности жизнью, своим местом в мире. Уточняя «вечный» вопрос о путях достижения счастья, Кант замечал, что «мораль, собственно говоря, является учением не о том, как мы должны сделать себя счастливым, а о том, как мы должны стать достойными счастья» '. То есть, акцент делается не на средствах достижения счастья (внешних факторах), а на определении и формировании тех моральных качеств внутреннего мира человека, тех моральных механизмов, которые только и делают индивида моральным субъектом.
Достойной счастья человек становится только хочет его достижения, ведя активный поиск форм жизнедеятельности, которые" обеспечивают моральную удовлетворенность. Счастье завоевывается и производится, а не достается в готовом виде из рук благотворителя (О. И. Писарев). «Ожидание» счастливого мгновения основывается на понимании счастья как благоприятной судьбы и только. Вместе с тем правые и те, кто считает, что «человек, который посвятил себя погоне за полным счастьем, будет найнещасливішою из людей» 2.
Данное положение можно интерпретировать по-разному, но несчастье такого человека выплывает в первую очередь из невозможности достижения «полного» счастья (вспомним, что об этом говорил еще Гораций). Подобные несчастья определены уже тем, что такое объяснимое счастье является главной целью жизни и потому свободно или непроизвольный приобретает предметные черты, связывается с внешними факторами. Следовательно, нужно не искать счастье, а вкладывать его в то, которое ищет. Это связано с активным творческим процессом, который вершится во внутреннем космосе морального сознания. Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание человека должно быть ориентировано на учебу того, на основе чего счастье становится возможным, потому что счастью как такому научиться невозможно.
Завершая разговор о счастье, можно определить его как переживание полноты бытие, связанное с осуществлением личности в соответствии с определенной концепцией смысла
жизнь. Будучи чувственно эмоциональной формой идеала, счастья, синтезирует устремление личности и общественно значимые задания. Добровольное принятие и реализация на практике требований прогрессивной морали, которая наиболее полно впитала у себя общечеловеческие ценности, возможное лишь через глубокое усвоение представлений о смысле жизни, идеале, счастье, что, в свою очередь, дает возможность правильно осознать свое место в жизни во всей его конкретности.

Комментариев нет: